читать дальшеСегун –Закат самураев внезапно закончился. В смысле я выиграл кампанию за Айдзу . Коротенькая, «Вы должны захватить и удержать до конца 1870г. 14 провинций … а под контролем сёгуна должно быть не менее 35.» - исходя из формулировки, я ожидал что захватить можно будет больше, главное чтоб на конец тайма все это было под контролем, потому захватив 13 провинций, я не особо расходовал силы, больше уделяя внимание внутреннему развитию, и вообще особенностям и возможностям гейма, благо игра особо скучать не давала, на море там установился настоящий дарвинисткий естественный отбор, и кроме морских батлов АИ радовал меня периодическими десантами в слабо защищенные провинции. Ну и вот для дельнейшего развития, захотелось мне поправить свои финансовые дела, за счет золотых приисков вреднючего островного клана Садо, и упс. 14 провинций, вы победили, наши поздравления, Сегунат продолжает править. Потому ничего толком не успел, ни открыть большую часть высокоуровневых наук, ни поставить самые крутые постройки, ни попробовать в деле гвардейские войска, ни из гатлингов на суше пошмалять, ни торпедой кому -нибудь в борт засветить. Впрочем кампанию можно продолжить и как ни будь я это сделаю, но пока стимул улетучился. Начну за Сатцуму, и наверное параллельно историческую кампанию. Я оказывается прошляпил её наличие. Блин, никто не ищет исторические кампании там где они как правило не лежат, в конце то концов. Она оказывается лежит в исторических сражениях, выигрываешь одно, тебе открывают другое, следующее по хронологии. Пока выиграл первое под Тоби-Фусимой. Для тех кто вздумает попробовать, имейте ввиду, вражеская пехота реку свободно может переходить, мосты нужны только для кавалерии, получение этого знания на собственном опыте стоило мне батареи армстронгов и минимум пары отрядов пехоты.
По суше мне сложны выделить какие то особые ништяки, поскольку слишком много не успел. Артиллерия действительно стала круче, чем в предыдущих версиях игры. Внешне во всяком случае. Поскольку артиллерия вообще была везде во всех сериях игры, и во всех она была крута, для своего времени, а самые крутые масакры вражеских солдатских масс, я устраивал при помощи артиллерии в Медиавале. Но там её возможности были явно перекачены, в том же Империале их урезали, а самое дохлое и никчемное зрелище она начала представлять в обычном Сегуне-2. По сравнению с ним артиллерия стала действительно просто невообразимо крута, а дополненная артиллерийской поддержкой с кораблей очень существенным фактором, сильно влияющем на обстановку. Правда скорость передвижения армии с ней черепаховая.
Береговые батареи неплохо. Не оверкил, сломать вполне можно, но все таки неплохо, не уничтожают, но корабли коцают, их потом легко топить.
Железная дорога. Так как я играл за Айдзу, то покорил в итоге все северные провинции, включая Хоккайдо, они довольно большие по площади, и пересекать их с артиллерией во всю длину, наверное можно целый год. В таком случае желдор весьма помогает, компутерный АИ имеет достаточно своих электронных мозгов, что бы высаживать войска далеко от основных сил армии.
Залповая стрельба современной пехоты – серьезно. Особенно в сочетании с постоянно растущей из-за апгрейдов меткостью. Разок реально много выкосил набигающих разнообразных самураев.
Теперь о самом моем любимом, сиречь о делах морских. Во первых этому стоит уделить довольно много внимания, даже играя за таких сухопутчиков как Айдзу. Я уже говорил, армии ходят медленно, и зачастую по морю их переправить до ворога куда проще, во вторых от морское торговли зависит довольно много, а чем дальше тем больше, заблокированный или разгромленный порт проделывает гигантскую дыру в финансовом бюджете. Все порты должны быть с батареями, это обязательно. Потом комп ставит производство кораблей на конвеер, и количество ограбителей корованов может достигать полутора десятков одновременно. Что в сумме где-то около 1800-2000 ежедневного финансового убытка. Потому зачистка морей от мелочи просто обязательна. И её не стоит сильно доверять автоматическому расчету битв. Комп тут считает с большим минусом для игрока, и даже мощная эскадра, быстро сточится до ушей, с очень скромными результатами. Реально за почти все бои у меня было считанное количество сбежавших из боя неприятелей, у компа же это норма.
Раньше я писал о слишком длительной и тупой долбежке вражеских кораблей в бою. Я был неправ. Тут есть некие «разрывные снаряды». Что имелось ввиду в переводе мне не совсем понятно, думаю что имелось в виду творение гения инженера Пексана, сиречь пушка стреляющая разрывными бомбами. Так вот этот девайс по-настоящему кошмарен. Создатели сделали его чем -то вроде напалма, поджигает деревянные корабли на счет раз. Почти, со второго третьего залпа точно, после чего либо нужно приказать команде начать ремонт, либо пожар перейдет в неуправляемую фазу и команда(самоутопится) покинет судно. Эта безусловный перебор создателей, пексановский девайс конечно был крут, но не настолько, ему все- таки требовалось где-то 20-40 попаданий для фатального разрушения корпуса судна, но придется воевать как есть и извлекать выгоды из того что есть. Палка получилась о двух концах, можно и быстро пережечь крупную вражескую эскадру, можно наоборот быстро сгореть самому. На пожар сильно влияет опыт команды, с опытной командой, поставленный на ремонт пароход, может довольно долго просуществовать на поле боя, рекорд мой «Кайо-Мару» горел от носа до кормы, отгребал минут семь дополнительные залпы, но таки не выжил до того как остальная эскадра уничтожила противника, опыт у него был максимальным, но рассчитывать на такое не стоит. Потому опыт на таких кораблях «Кайо-Мару» и «Касуга» стоит прокачать до максимума и потом желательно их не терять вообще. Кстати не сказать что старые бронебойные снаряды полное УГ, ситуационно ими можно шмалять, благо дальность у них чуточку повыше, чем у бомб.
О броненосцах. «Котецу» по своему шикарен, в смысле он точно такой же таранный уродец как и был в реальности, с таким изумительным расположением артиллерии что в большинство точек горизонта может стрелять только из одной пушки, я так и не успел построить его самостоятельно. Моя первая встреча с ним была чисто эксперементальной, послал фрегат, рассчитывая посмотреть, а по итогам опыта отправить требуемое количество кораблей. К моему удивлению, мой «Кайо» хоть и сильно пострадал, но тем не менее пустил броненосец на дно. Разломал таки его броню. Я его пытался взять на абордаж, но даже в меню такой пункт исчез, наверное из-за того что на «Котецу» на надстройке стоят гатлинги, которые вблизи могу изрядно проредить вражескую команду. Однако в моем флоте пара таких броников оказалась, единственный раз когда на море автоматический расчет битв оказался полезен, при паре таких расчетов, броненосцы оказались моими трофеями. Они не оказались таким уж УГ, все таки броня сообщает ему изрядную устойчивость, а сам же используя разрывные он даже со своим скромным бортовым залпом может неплохо зажечь деревянного визави.
Таран, можно и таранить, но это не такой уж и ништяк. При первом таране у меня к примеру погибло десяток матросов, вылетели с палубы и утопли. Ко всему мелкие противники начинают отчаянно маневрировать и таранить их не очень просто. Могут изрядно простучать ядрами в ходе. Лучше всего такой прием работает против фрегата «Кайо-Мару», у него сильный бортовой залп, потому в столкновении он мало уклоняется и в основном поворачивается бортом. Это важно, если заехать тараном в носовую часть, то скорее всего не будет никакого эффекта, надо метить в борт. Посудина все равно очень полезная, особенно в составе эскадры, он устойчив к артогню, потому им хорошо укрывать деревянные корабли, а они под прикрытием будут поджигать.
И наконец главная звезда экрана и главная прелесть, владыка моря и оверкил – иностранный броненосец. У меня был французский «л,Осьон». В отличии от других серий игры, всякие оверкилы, типа «Нихон-мару» или линкоров-стопушечников тут он действительно очень полезен. В Империале почти со всеми задачами справлялись большие фрегаты и 60-ти пушечные линкоры, в Сегуне мне почти не нужны были уже атаке-бунэ, со всем, даже с толстыми монстрами справлялись пушечные мекуры, обычные средние саки-бунэ и мелкие кобаи с зажигательными стрелами. У французского же броненосца ниша оказалась очень важной, тут конечно броня, устойчивость, и ко всему мощная дальнобойная артиллерия, и в результате только артиллерией, используя зажигательные снаряды, Лосьен топит целые деревянные эскадры. Мой максимум был шесть штук в одном бою. А за первый поход до ремонта 23 фрага, в замен двух поврежденных пушек и 12 погибших в команде. Может кстати и таранить, но полезность этого против деревяшек низкая, и сам получает повреждения и поворачивается медленно, Котецу побойчее. Как я уже говорил ниша этого оверкила очень важная, так как компу доверять автоматический расчет не стоит, то потребуется провести массу утомительных флотских баталий, и француз здорово экономит время и усилия, сводя такое к формальному избиению, и кроме того деревяшки дерутся с равными противниками, получают массу повреждений, и для избежания дальнейших потерь требуют отправки на ремонт, что ограничивает их автономность и делает очень желательным присутствие портов поближе, и тут опять таки француз, могущий долго не обращать внимания на повреждения , крайне полезен тем что может быстро зачистить отдаленный регион. Он полностью оправдывает свою баснословную стоимость в 11 тысяч при закупе и 1200 ежедневно на содержание. Как он хорош против британского «Уорриора» или американского «Роанока» не знаю, сам нанять не мог, а противники не сподобились. Может в поединке с ними таран будет нужнее.
Правда смастрячить сухой док и обвесить обычные корабли броней я не успел, и как оно будет в таких раскладах не знаю. Думаю что значение именно француза с его всего 12 пушками сильно нивелирует.
О будущем. Мне в данном случае оно не безразлично, а Креатив Ассембли выпустив такой своеобразный аддон к не самой масштабной и известной войне в ходе революции Мейдзи явно отрабатывает нечто чем осчастливит поклонников в будущем. А в будущем вырисовывается время Гражданской в США, франко-прусской, испано-американской и русско-японской, и еще много всякого. А я грех сказать страшно люблю этот период, и в особенности его флот. Да вообще флотофил который не любит и не знает хоть чего-то из этого периода суть подделка. Любители танчиков погоняли вначале Блицкриг, потом ВоТ, а вот флотофилы максимум могли поиграться во вторую мировую. Или в парусники ) . Потому попробую просто поприкидывать возможное развитие мысли. Из всех игр серии самым разнообразным, пожалуй, были первый и второй Медиавал и первый Рим, дальше в Империале Асембли запилили могучую графику и наконец реализовали флот, но взялись за самый сложный с точки зрения униформы период, и соответственно пошли искать компромисы. Исчезла осадная техника(как там народ по стенки взбирался ужас), примитивизировалась фортификация, даже близко не реализовывалась тогдашняя технология ведения осад, фигурки бойцов сделали максимально упрощенными, и еше немного накосячили, очень неудачно попытавшись приспособить систему агентов, неплохо подходящую под средние века, под просвещение, зато сделали хорошее древо технологий, почти Цивилизация. Дальше линейное развитие кончилось начались ветвления. С одной стороны в Сегуне-2 еще графику улучшили и все еще больше упростил, но правда сделал очень оригинальный финт ушами, так как игра типа по Японии периода Сенгоку, то у всех все равно одинаковые самураи и асигару, потому никто толком не будет смотреть, что в игре максимум три-четыре силуэта бойцов с разной расцветкой. А то что на стены замков они просто лезут, ну так типа при одной осаде в Японии так было, почему нет, а с другой стороны выпустили Наполеона. Который по сути был тем же самым Империалом но к которому дорисовали много моделек солдатиков. Но в целом заметно что куча фишек прорабатывается внедряется и остается дальше.
А на будущее Стим радует периодически отличными скриншотами из грядущего Рима-2 а технически куча фишечек типа Гатлингов и пароходов в ЗС намекают на возможную половину 19 века, начало 20. В Рим из Сегуна явно перекочует отличная проработка морских боев, включая абордаж, лучников и таран, все уже разработано, за полевые баталии я не беспокоюсь, все кроме пехотных формаций уже в принципе разработано, а формации не сильно сложно. Боязно, что урежут количество юнитов, благо в Риме их было очень немало, а юнит должен иметь свою анимацию фехтования и качественную прорисовку, что конечно при потяжелевшей графике делать все сложнее. И по-настоящему боязно за осадную технику. А вот со следующим периодом все плохо, там мало накропать гатлингов. О чем говорить если униформа в основных армиях мира, в первую очередь силуэт солдат, сменились от трех до шести раз, имела самые разнообразные варианты, от жаркого климата до зимнего, к примеру у нас с Крымской четыре раза, плюс своя форма у кавказских и туркестанских войск, а корабли исчисляются наверное несколькими сотнями образцов, география же реально охватила весь мир, а так же было несколько революций в разных областях, от техники до стратегии, да и баталии в несколько тысяч юнитов будут смотреться достаточно бледно в сравнении полумиллионым Мукденом например. Потому перспектива глобальной стратегии в стиле Империала тут смотрятся просто кошмарно. Лучше пусть постепенно клепают аддоны на наиболее козырные войны. Иначе не потянуть, нормально никак.
Странный нюанс, морской движок целиком перекочевал из Сегуна, он отличался от того что было в Империале, и смотрится здесь криво. Частность это бой кораблей на стопе, и есть масса других странных мелочей. К примеру в И-ле кильватерную клонну корабли держали хорошо, здесь строй может легко разваливаться при маневрировании. Бывает что отметив место движения колонны , ты про него забываешь, в И-ле колонна там останавливалась, здесь она движется дальше, и если ей указать новое место то строй разваливается. Бывает, что под бой кораблей дается такой скромный пятачек что стреляться можно уже после первых пройденных метров. Зона выставления кораблей вылазит за боевую карту, и сам удивительный для меня цимес, она иногда такая маленькая что в неё не помещается по длине пять пароходов в кильватере.